Яндекс.Метрика

Глава VIII. Великий поход. Ссора Алмамбета с Чубаком.

- Если ты и Манас происходите от Ногоя, то я веду свой род от Нойгута. Я с тринадцати лет пришел к Манасу и с того времени до сих пор я был ему казатташем, если он садился на коня, табакташем в походной еде и ел с ним с одного блюда. Я все время был предан и верен ему и всегда во всем ему подчинялся. Сколько раз я спасал его в страшных схватках, подъезжая и опрокидывая врага! Сколько раз отводил я от него вражью найзу и отбивал вражью стрелу! Когда на тое Бейиша Манаса начала одолевать богатырша Сайкал, и Канкору грозил позор быть побежденным женщиной, я вмешался и, схватив их коней за поводья, развел бойцов, рискуя сам быть убитым. Но, несмотря на все это, Манас меня отдаляет от себя, отстраняет от участия в советах. Верно ли я говорю? Отвечай мне Бакай-ага!

Неужели твой Манас более велик, чем Чубак? Разве Нойгут уступал в чем либо Ногою? Разве Чубак менее отважен, чем, Манас?

Не преграждай мне пути, Бакай! Достойный старец, чтимый мною, не удерживай повод моего коня!

Останавливая меня, не разжигай ты моей обиды... Пусть мои слова дойдут до твоего сердца. Не становись преградой передо мною! Я несу свой удар рабу Алмамбету. Если же мне суждено умереть от руки этого раба из Анжи - то я умру!

Так горячился Чубак. Но мудрый Бакай утешил разгневанного батыра:

- Дитя мое, Чубак! Подожди немного, выслушай мое слово. Ведь птица в небе хоть и летает на крыльях, но садится на землю на хвост. Ведь для нас обоих Манас - это Манас. Он рукоять нашего народа. Так зачем же ты сердишься на несчастного изгнанника Алму, который кровью и духом предан киргизам, который ведет нас в трудный поход на Бейджин? Если Алмамбет сейчас поехал в разведку, то ведь разведка эта - не для славы китайцев, а для славы киргизов. Неужели ты не понимаешь этого? И потом, если он стал ханом похода, то ведь ханство отобрали не у тебя, а у меня.
Если ты отколешься от нас, то враги обрадуются сразу: "Ага, киргизы разделились, теперь их легко будет разбить!".

Слушай меня, Чубак, вот тебе мой совет: ханство ушло, но ведь ушло оно от меня. Так чего же ты мутишь народ, что за цель у тебя такая?

Пока Бакай и Чубак спорили, к ним подъехал сам Манас и сказал:

- Если ты так жалеешь, что не участвуешь в разведке, то поедем. Я отвезу тебя к Алме.

И они направились вдогонку за отважными разведчиками. Бакай же повел за собой все войско Чубака обратно в стан.

 

 

© Copyright 2004-2023. Кыргызский эпос "Манас". Все права защищены. Политика конфиденциальности.  Privacy Policy.